Министерство образования и науки Российской Федерации 1 страница

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»

И.В. ДВУХЖИЛОВА

ИСТОРИЯ ТАМБОВСКОГО КРАЯ

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН

ДО СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА

Утверждено Учёным советом университета в качестве учебного пособия для студентов 1 – 5 курсов всех специальностей

и форм обучения

Тамбов

Издательство ТГТУ

УДК 908(470.326)

ББК Т3(2Р-4Т)

Д251

Р е ц е н з е н т ы :

Кандидат исторических наук, доцент,

начальник управления культуры и архивного дела Тамбовской области С.А. Чеботарёв, Доктор культурологии, профессор,

директор Тамбовского центра краеведения Г.П. Пирожков

Двухжилова, И.В.

Д251 История Тамбовского края с древнейших времён до середины XIX века : учебное пособие / И.В. Двухжило-

ва. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос Министерство образования и науки Российской Федерации 1 страница. техн. ун-та, 2009. – 120 с. – 350 экз. – ISBN 978-5-8265-0801-5.

Содержит материалы к лекциям по дисциплинам национально-регионального компонента «История Тамбовского края»

и «История региона». Охватывает период с древнейших времён до середины ХIХ века.

Предназначено для студентов 1 – 5 курсов всех специальностей и форм обучения. Может использоваться в базовом ву-

зовском курсе «Отечественная история», при изучении исторических и краеведческих дисциплин в средней школе.

УДК 908(470.326)

ББК Т3(2Р-4Т)

ISBN 978-5-8265-0801-5 © ГОУ ВПО «Тамбовский государственный

технический университет» (ТГТУ), 2009

Учебное издание

ДВУХЖИЛОВА Ирина Владимировна

ИСТОРИЯ ТАМБОВСКОГО КРАЯ С ДРЕВНЕЙШИХ

ВРЕМЁН ДО СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА

Учебное пособие

Редактор Л.В. К о м б а р о в а

Инженер по компьютерному макетированию М.А. Филатова

Подписано Министерство образования и науки Российской Федерации 1 страница в печать 06.04.2009.

Формат 60 ´ 84/16. 6,97 усл. печ. л. Тираж 350 экз. Заказ № 145.

Издательско-полиграфический центр

Тамбовского государственного технического университета

392000, Тамбов, Советская, 106, к. 14

1. ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

1.1. ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

Слово «краеведение» утвердилось в русском языке лишь в ХХ в. Понятие «краеведение» имеет не-

сколько толкований.

1. Совокупность знаний об отдельных местностях страны, всестороннее изучение отдельных час-

тей страны, преимущественно силами местного населения [Академический словарь русского языка»

(Пг., 1916); Ожегов С.И. Словарь русского языка (М., 1987)].

2. Совокупность знаний и всестороннее изучение какой-либо части страны, административного

или природного района, населённых пунктов [Советский энциклопедический словарь (М., 1985)].



3. Комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но

ведущих в Министерство образования и науки Российской Федерации 1 страница своей совокупности к научному и всестороннему познанию края (А.С. Барков).

4. Изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, адми-

нистративного или природного района, населённых пунктов, главным образом, силами местного насе-

ления (РЭС).

В последнее десятилетие наравне с понятием «краеведение» используют понятие «регионоведе-

ние». Краеведение имеет предметную направленность: историческое, географическое, этнографическое,

лингвистическое, церковно-монастырское, экономическое, экологическое, историко-литературное, ис-

торико-педагогическое и т.д. Однако некоторые исследователи выступают против такого разграниче-

ния. Специфика исследований в области краеведения (и, в частности, региональной истории) обуслов-

лена, в первую очередь, объектом исследований, в роли которого выступает регион как территория, от Министерство образования и науки Российской Федерации 1 страница-

личающаяся совокупностью устойчивых особенностей – экономических, исторических, политических,

культурных, национальных и др. Регионалистика понимается как комплексная дисциплина, имеющая

междисциплинарный характер и находящаяся на стыке таких дисциплин как: география (прежде всего –

экономическая), история, этнография (этнология), культурология, политология и др.

В содержание понятия «краеведение» включается весь комплекс знаний о крае, получаемых в ре-

зультате его изучения краеведами. А именно: выявление, изучение и охрана памятников природы; вы-

явление новых источников сырья и дополнительных ресурсов для развития местной экономики; изуче-

ние исторического прошлого; выявление и изучение национальных, этнографических, культурных осо-

бенностей; выявление, изучение и охрана памятников истории и культуры и пр.

Исследования многих Министерство образования и науки Российской Федерации 1 страница вопросов истории, географии, искусствоведения, истории науки и т.д. не мо-

гут быть полными без привлечения материалов краеведения и выводов учёных-краеведов.

Методологической основой краеведения является комплекс естественных и общественных наук.

Понятие «краеведение» сформировалось в отечественной науке к началу 1920-х гг. в связи с широ-

ким развитием инициативы и самостоятельности на местах и возникновением обществ изучения края.

Тогда же, в «золотое десятилетие» отечественного краеведения, были сформулированы основные поло-

жения о предмете, целях и методах краеведения, сохранившие значение до наших дней.

Итак, краеведение – это изучение того или иного региона (города, села, района, области и вообще

территории, которая может объединяться понятием «край») местными Министерство образования и науки Российской Федерации 1 страница силами.

Краеведение, по существу, отличается от «большой» науки только территориальным аспектом, а,

соответственно, и предметом: ни цели, ни методы (но не методика!) краеведения не могут иметь само-

стоятельного значения в сравнении с соответствующей отраслью науки. Одни и те же цели преследуют

краеведение независимо от круга вовлечённых в него краеведов, будь то учащиеся вуза, школы, члены

добровольного объединения любителей родного края и т.п.

И всё же краеведение может иметь свои особенности как общественное движение. В этом случае на

первый план выступает задача не узкой специализации лиц, занимающихся, например, историческим

краеведением, а привлечение как можно большего числа местных жителей к познанию и сохранению

истории Министерство образования и науки Российской Федерации 1 страница края. Главной задачей краеведения и, соответственно, краеведов становится собирание и фик-

сация материалов на местах, их первичная обработка и изучение. Для серьёзной исследовательской ра-

боты необходима научная база, в качестве которой по отношению к краеведам и краеведческим объеди-

нениям на местах выступают музеи, научно-исследовательские учреждения, вузы, а также различные

общества и их отделения на местах.

В качестве задач исторического краеведения можно назвать следующие:

· собирание и фиксация местной топонимии (в том числе микротопонимии);

· собирание предметов быта и народного искусства;

· запись местных диалектов и фольклора;

· фиксация местных преданий, воспоминаний старожилов;

· собирание и фиксация сведений о памятниках истории и культуры, мемориалах и людях, с Министерство образования и науки Российской Федерации 1 страница ними

связанных;

· фиксация объектов, исчезающих по тем или иным причинам: старых построек; надгробий и т.д.

Собранные краеведами-любителями материалы должны передаваться для обработки и детального

изучения в музеи, архивы и другие государственные учреждения, занимающиеся собиранием, хранени-

ем и исследованием памятников материальной и духовной культуры.

1.2. ИСТОЧНИКИ КРАЕВЕДЕНИЯ

Краеведение исторично, поскольку это история развития человеческого общества и природы в дан-

ной местности, на данной территории. Определённый факт может стать историческим по прошествии

некоторого времени. Информацию о фактах прошлого дают источники.

Источник – всё, что непосредственно отражает исторический процесс, дающее возможность изу-

чать прошлое общества, то есть всё, ранее созданное человеческим обществом и дошедшее до наших

дней Министерство образования и науки Российской Федерации 1 страница в виде памятников материальной и духовной культуры.

Источники по своему характеру и содержанию разнообразны. Основные источники можно разде-

лить на: вещественные (материальные), письменные, устные. Всего можно выделить шесть групп ис-

точников.

1. Археологические источники. Эта группа источников материальна и объективна. К ним относят

поселения, погребения, клады, орудия труда, предметы быта, украшения и пр. На основе археологиче-

ских источников воссоздают социально-экономическую историю эпох, которые не достаточно или со-

всем не освещены письменными источниками.

Тамбовская земля богата памятниками многих эпох, о чём пойдёт речь далее. Отметим лишь, что

археологические исследования на Тамбовщине проводятся с 1870-х гг.

2. Этнографические источники. Этнография (от этнос и Министерство образования и науки Российской Федерации 1 страница ...графия), (этнология) – наука об этносах

(народах), изучающая их происхождение (этногенез), историю и культуру. Основным объектом этно-

графического исследования являются этносы – исторически возникший вид устойчивой социальной

группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией.

Этнография – это историческая наука, поэтому изучает этносы в их историческом развитии на всём

временном протяжении истории человечества. Этнография, в отличие от истории, шире, так как изучает

и историю дописьменных народов.

Этнография как самостоятельная наука выделилась в середине XIX в., но её данные задолго до это-

го использовались в исторических исследованиях. Историческая этнография (историческая примоэтно-

логия) восстанавливала не только исчезнувшие первобытные социоисторические общества, но и ми-

нувшие этапы развития, продолжавших существовать этносов. В результате Министерство образования и науки Российской Федерации 1 страница возникала возможность

сравнить одни и те же первобытные и предклассовые общества на разных отрезках времени и просле-

дить эволюцию их культуры и социальных отношений. Так этнография от исследования статики кон-

кретных первобытных обществ перешла к изучению динамики их развития.

Заметную роль в развитии этнографии сыграл В.Н. Татищев. Именно он впервые попытался создать

описание народов России и выяснить их происхождение. Он разработал программу сбора этнографиче-

ских сведений, анкеты (вопросы истории народа, его происхождения, антропологического типа, рода

занятий, прежнего образа правления, семейных и правовых обычаев, обрядов, верований и т.п.).

Изучение этнографии русского народа началось позднее, чем изучение нерусского населения, что

было Министерство образования и науки Российской Федерации 1 страница вызвано потребностью управления и сбора налогов. Такая работа была начата только в конце

XVIII в.

Этнографические источники разделяют на материальные и духовные. Материальные источники –

объекты (предметы, вещи), материально существующие в пространстве в определённые временные пе-

риоды. К ним относят: орудия труда; жилища и хозяйственные постройки; пищу (культурные растения

и домашние животные); одежду; украшения; транспортные средства и пр. Духовные источники – выра-

ботанная коллективным разумом людей вся система производственных навыков, народных знаний, тра-

диций и обычаев, различных видов искусства, народного творчества, религиозных представлений и ве-

рований, которая передаётся как обязательная информация из поколения в поколение через рассказ или

показ, через существующие формы воспитания Министерство образования и науки Российской Федерации 1 страница.

Этнографические материалы – ценнейший источник изучения края, в том числе и тамбовского.

Важными задачами этнографического изучения Тамбовщины можно назвать следующие:

· изучение мордовского населения;

· изучение русского крестьянства;

· изучение села.

Последний пункт приобретает особую актуальность на современном этапе, так как численность

сельских населённых пунктов неукоснительно сокращается. По подсчётам краеведа Н.В. Муравьева в

1940 г. в Тамбовской области насчитывалось 4301 населённый пункт. К середине 1990-х гг. их числен-

ность сократилась до 1800. Такая ситуация характерна и для других регионов. Историки выясняют при-

чины этого процесса, задача этнографов – выяснить, что потеряло общество: деревянное и каменное

строительство; внутреннее убранство жилищ, домашняя утварь; одежда и способы её орнаментации;

народные промыслы; фольклор; дворянская усадебная архитектура Министерство образования и науки Российской Федерации 1 страница и быт; нравы, обычаи и занятия по-

мещиков; быт и нравы сельской интеллигенции и пр.

3. Памятники. К этой группе источников относят: памятники архитектуры и градостроительства,

памятники культуры и искусства, исторические памятники, памятники природы.

Памятники архитектуры и градостроительства – это произведения строительного искусства, кото-

рые отражают в своей конструкции и декоративном оформлении развитие материального производства,

эстетические воззрения своей эпохи. Объектами краеведческих исследований являются: деревянная и

каменная архитектура, оборонное зодчество, культовые здания и гражданские сооружения.

В настоящее время на территории Тамбовской области под охраной государства находятся 608 па-

мятников архитектуры. Четыре города – Тамбов, Моршанск, Кирсанов и Мичуринск (Козлов) – имеют

статус исторических городов. Несмотря Министерство образования и науки Российской Федерации 1 страница на то, что в области сейчас действуют целевые программы по

развитию туризма и сохранению архитектурных памятников, две трети из них практически находятся в

руинах, либо под угрозой полного уничтожения. От девятнадцати родовых гнёзд тамбовского дворянст-

ва сохранились лишь парки, которые сегодня числятся на государственной охране как памятники при-

роды. И лишь единицы из них, такие, как музей усадьба композитора Рахманинова в с. Ивановка (Ува-

ровский р-н) и художника Герасимова в г. Мичуринске, имеют ухоженный вид. Другие яркие досто-

примечательности, в том числе и комплекс родового поместья с действующим конезаводом графов Во-

ронцовых-Дашковых, для сохранения своего облика требуют срочной Министерство образования и науки Российской Федерации 1 страница материальной помощи.

Памятники культуры и искусства – группа памятников, связанных с именами выдающихся деятелей

науки, литературы, искусства; места, где они родились, учились, занимались творчеством, вели общест-

венную жизнь, где они похоронены.

В краеведческой работе особое значение имеют мемориальные музеи-заповедники, музеи-усадьбы,

дома-музеи, музеи-квартиры, мемориальные доски.

Памятниками искусства являются произведения живописи (А. Герасимов, Е. Рябинский, Т. Емелья-

нова, А. Краснов и др.) и скульптуры (К. Малофеев, Т. Вельцен, С. Лебедев и др.); графики (С. Куксов,

Б. Ольшанский и др.); иконы; предметы декоративно-прикладного искусства, народного творчества; ли-

тературы (П. Захарьин, Н. Вирта, А. Стрыгин, В. Кравченко, И. Кучин, М. Румянцева, В Министерство образования и науки Российской Федерации 1 страница. Дорожкина и

др.); скульптурные памятники и монументы.

Исторические памятники – места, здания или сооружения, непосредственно связанные с историче-

ским событием или личностью; здания или сооружения, воздвигнутые или установленные в честь како-

го-либо исторического события или личности. В этой группе особое место занимают историко-

героические памятники, связанные с борьбой против иноземных захватчиков.

Памятники природы. По определению Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»

от 19 декабря 1991 г. памятниками природы называются «отдельные уникальные природные объекты и

природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое, эколого-просветительское значе-

ние и нуждающиеся в особой охране государства». По определению Федерального Закона «Об особо

охраняемых природных территориях» от 15 февраля Министерство образования и науки Российской Федерации 1 страница 1995 г. – «уникальные, невосполнимые, ценные в

экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объ-

екты естественного и искусственного происхождения». Памятники природы могут быть федерального,

регионального значения.

Памятники природы разделяют на: геологические, геоморфологические, гидрологические (водные),

ботанические, зоологические и комплексные. На территории современной Тамбовской области зареги-

стрировано 97 памятников природы и около 150-ти объектов рекомендуемых к охране.

К геологическим памятникам природы отнесены обнажения различных геологических эпох и мине-

ральные воды. Понятие геоморфологические памятники объединяет овраги, балки, останцы. К ботани-

ческим памятникам относят: как типичные, так и уникальные, лесные урочища и резерваты эталонного

значения; лесные участки, особо ценные по породному составу, продуктивности, строению насаждений;

дендрологические парки Министерство образования и науки Российской Федерации 1 страница и одиночные ботанические памятники. К зоологическим памятникам отнесены

редкие животные, занесённые в Красные книги РФ и Тамбовской области.

Особую группу составляют комплексные природные памятники. Это лесные массивы и болота,

имеющие средообразующее значение. В этих природных комплексах сосуществуют уникальные при-

родные сообщества. Так, например, в Клюквенном и Кошляевском болотах наряду с традиционной

флорой произрастает занесённая в Красную книгу росянка круглолистная. Особую группу комплексных

памятников природы составляют осиновые кусты – одна из стадий естественного облесения луговых и

разнотравно-ковыльных степных пространств. Осиновые кусты появились на Окско-Донской равнине

почти вслед за отступавшим ледником. Они являются хранителем ценного генофонда растений и игра-

ют важную почвополезащитную роль. Ещё четыре Министерство образования и науки Российской Федерации 1 страница комплексных памятника природы имеют искусст-

венное происхождение. Это историко-мемориальное урочище (на песчаных почвах в форме пятиуголь-

ной звезды посажена сосна), основной питомник им. И.В. Мичурина (хранилище генотипического фон-

да гибридных растений, созданных Мичуриным), Тамбовский вал (оборонительное сооружение XVII в.,

на котором сохранились остатки древнейшей флоры северной степи) и природно-исторические парки

(Ахлябиновская роща, Знаменский, Воронцовский, Караульский и др. парки, Ольшанский пруд).

Под пристальным вниманием экологов и краеведов находятся гидрологические памятники. К ним

относятся: верховья рек (в Тамбовской области – Цны); родники, реки и озёра; водохранилища. На тер-

ритории Тамбовской области насчитывается 1400 рек и ручьев, но свыше 1200 из них Министерство образования и науки Российской Федерации 1 страница имеют протяжён-

ность менее 10 км, 132 достигают 25 км. Но и 53, более протяжённых рек относятся к числу малых рек.

И только 8 рек имеют протяжённость свыше 100 км и могут быть отнесены к средним. Самыми круп-

ными по водотоку являются реки Цна (Волжский бассейн) и Ворона (Донской бассейн). Бассейны этих

рек занимают 70 % площади области. К гидрологическим памятникам относятся их притоки и родники,

питающие эти реки.

К водным памятникам природы относится ряд озер и три водохранилища. Внимание экологов к

водным объектам вызвано необходимостью не только сохранения, но и восстановления этих объектов.

Среди достопримечательных природных объектов можно выделить: хлоридно-натриевые мине-

ральные воды с биологически активным бромом (Тамбов Министерство образования и науки Российской Федерации 1 страница); Суренскую озово-камовую гряду (Никифо-

ровский р-н); ряд торфяников; 42 старых парка и остатки парковой растительности.

4. Письменные источники. Письмо – знаковая система фиксации речи, позволяющая закреплять

речь во времени и передавать её на расстояние, то есть средство закрепления знаковой информации.

Совокупность письменных средств общения, объединённых системой письма или одним алфавитом,

называется письменностью. Под понятием «письменность» также понимают совокупность письменных

памятников какого-либо народа или эпохи. Письменные источники разделяются на рукописные и пе-

чатные. По сути они субъективны, поэтому при изучении письменных источников необходимо устано-

вить не только подлинность источника, но и достоверность изложенных в нём фактов. Для этого ис-

пользуются методы таких Министерство образования и науки Российской Федерации 1 страница дисциплин как источниковедение, палеография, археография, лингвистика и

др.

В краеведении письменные источники играют ведущую роль. Сбором и публикацией письменных

исторических документов занимались известные ученые, просветители, краеведы. В 1834 – 1917 гг. при

министерстве народного просвещения действовала специально созданная для этих целей археографиче-

ская комиссия. После 1917 г. теми же функциями наделялась специальная комиссия при Академии наук.

Наиболее полно история Тамбовского края представлена письменными источниками с XVII в. Но

существует ряд письменных памятников, освещающих и более ранние периоды. Все письменные ис-

точники можно условно разделить на несколько групп: официальные документы, летописи, частные до-

кументы, эпистолярное наследие и пр.

Официальные документы, отражающие историю Тамбовского края, появляются в Министерство образования и науки Российской Федерации 1 страница XVI в., как на-

пример «Роспись сторожам» (1571 г.), но с XVII в. количество и разнообразие официальных документов

неуклонно возрастает. Однако бесценными для краеведа часто являются сведения, почерпнутые из пи-

сем и сообщений, дневников и других эпистолярных источников, которые раскрывают неизвестные по

другим источникам факты, сюжеты из истории края. При работе с этой группой источников следует

учитывать их субъективизм.

С появлением книгопечатания появляются печатные источники, но широко они распространяются

только в XVIII в. Для изучения истории Тамбовской губернии они начинают играть заметную роль только

в XIX в.

Нам бы хотелось остановиться наиболее подробно на нескольких рукописных и печатных источни-

ках по истории Тамбовского края.

Никоновская Министерство образования и науки Российской Федерации 1 страница летопись – крупнейший общерусский летописный свод, составленный, по мнению ис-

следователей, в 1539 – 42 гг. По предположению Б.М. Клосс, редактором-составителем Никоновской

летописи был митрополит всея Руси Даниил, происходивший из Рязанского края. Рукопись представля-

ет собой обширную компиляцию, созданную на основе многих, в том числе утраченных источников.

Своё название летопись получила по принадлежности одного из списков патриарху Никону. В научный

оборот введена В.Н. Татищевым.

В Никоновской летописи находится основная масса сведений о Рязанском княжестве, юго-

восточным порубежьем которого была часть территории Тамбовщины. Сведения, содержащиеся в этой

летописи, более подробны, по сравнению с другими.

Примечателен сюжет Никоновской летописи о начале нашествия Батыя на Русь в 1237 г. и Министерство образования и науки Российской Федерации 1 страница о сраже-

нии рязанских войск с татарам на р. Воронеже. В частности там упоминается крепость Онуза (Нузла,

Ануза), которую татары «взяли и сожгли». Это была первая сторожевая русская крепость, погибшая в

результате нашествия войск Батыя. Местонахождения этой летописной цитадели до сих пор спорно.

Исследование археологами более южного Никольского городища породило версию, что именно оно и

могло быть Онузой. Не известно достоверно и место сражения татар с войсками Рязани. Есть предпо-

ложение, что оно тоже могло находится в пределах современной Тамбовской области.

Тамбовский летописец – исторический памятник, написанный в начале XVIII в. в стиле древнерус-

ских летописей. По мнению историографов, автором Министерство образования и науки Российской Федерации 1 страница было духовное лицо или приказной из окружения

архиепископа Игнатия, о чём свидетельствует осведомлённость писавшего в делах церковной иерархии.

В научный оборот был введён С.А. Березнеговским.

Тамбовский летописец охватывает период 1636 – 1708 гг., однако подробно изложены события за

21 год. Начало рукописи относится ко времени основания Тамбова, а «последняя страница посвящена

описанию булавинского нашествия». Отрывочность информации за 1630 – 80-е гг., освещение менее

важных событий, игнорирование более значимых свидетельствует о том, что писавший не был свидете-

лем событий, а пользовался источниками, некоторые из которых вероятно утрачены. Автор, предполо-

жительно, был современником и свидетелем осады Тамбова отрядом булавинского атамана Лукьяна

Хохлача и после-довавшим после снятия осады набегом калмыков. Сообщение о Министерство образования и науки Российской Федерации 1 страница пленении жителей

тамбовского края «воровскими калмыками» заканчивает Тамбовский летописец.

Было создано несколько списков Тамбовского летописца, некоторые из которых стали практически

самостоятельными памятниками за счёт расширения хронологических рамок и дополнения другими ис-

точниками. Например, «Известие о начале города Тамбова и происходивших в нём достопамятных ве-

щах и о архиереях, обретающихся в нём». Автор, взяв за основу часть материала, изложенного в Там-

бовском летописце, дополнил его фактами церковной истории времени восстановления Тамбовской

епархии и деятельностью архиепископов Пахомия и Феодосия. Создание этого документа датируется

1786 – 88 гг.

«Летописи Козловского Троицкого мужского монастыря». Известны три самостоятельные работы,

объединенные этим названием, и написанные в том же стиле, что и «Тамбовский летописец Министерство образования и науки Российской Федерации 1 страница». Первая из

них – «История Троицкого Козловского монастыря» – состоит из двух частей. Первая – монастырский

синодик, написанный в 1727 г. архимандритом Пахомием, с перечнем лиц, похороненных в монастыр-

ской ограде. Вторая часть рукописи – «Известия о начале Козловского Троицкого монастыря» – расска-

зывает об основании обители в 1627 г. и о событиях монастырской жизни до 1803 г. Написана погодно

как дневник текущих дел, как то смена игуменов, хозяйственная деятельность братии.

Вторая рукопись – «История Козловского Троицкого мужского монастыря за 1636 – 1763 гг. с опи-

санием пожалованных ему владений и возведённых строений» – представляет собой справку о хозяйст-

венном имуществе и истории его приобретения. С большой долей вероятности можно предполагать, что

рукопись составлена Министерство образования и науки Российской Федерации 1 страница в процессе секуляризации монастырских земель.

В 1798 г. при игумене Варлааме была написана третья рукопись «История Троицкой обители за

1672 – 1798 гг.», в которой описано строительство монастырских храмов и оформление их интерьера.

Главное внимание уделено росписи и смене внутренних интерьеров, проводившейся в 1797 г.

«Тамбовские известия» – первая провинциальная газета в России. Издавалась в Тамбове в 1788 г. по

инициативе и под редакцией Г.Р. Державина. В газете публиковались сведения о продаже имений, о

подрядах и откупах, о ценах на товары, о приезжих именитых людях, о различных происшествиях. С

отъездом Державина из Тамбова газета перестала издаваться.

«Тамбовские губернские ведомости» – официальная местная газета, начавшая издаваться в 1838 г.

при губернаторе А.А Министерство образования и науки Российской Федерации 1 страница. Корнилове в соответствии с указом 1830 г. о провинциальных газетах. В газете

имелась официальная часть и «прибавления». В официальном разделе публиковались манифесты, пред-

писания властей, казённые объявления. Раздел «прибавления» содержал хозяйственные советы, сооб-

щения о происшествиях в губернии, объявления о продаже (рекламу). Во второй половине XIX в. за-

метно улучшилось качество печати и полиграфия. Несколько лет редактором ТГВ был писатель Е.А.

Салиас де Турнемир. Как официальный печатный орган газета прекратила своё существование в 1918 г.

«Тамбовская жизнь». В марте 1917 г. тамбовские большевики начали издавать «Известия Тамбов-

ского совета рабочих и солдатских депутатов», которые после установления советской власти стали их

официальным Министерство образования и науки Российской Федерации 1 страница печатным органом. С мая 1922 г. по август 1991 г. газета называлась «Тамбовская прав-

да». В ней публиковались официальные документы партии, центральной и местной власти, статистиче-

ские данные. В разные годы газета выпускала приложения, адресованные разной читательской аудито-

рии («Работница-коммунистка», «Наш безбожник», «Красноармейская правда», «Литературный Там-

бов», «Ровесник» и др.).

5. Устные источники. Важнейшим средством человеческого общения является язык, который яв-

ляется средством хранения и передачи информации. Наука об общих законах строения и функциониро-

вания языка называется языкознанием (лингвистика).

Изучение языков и устного народного творчества важно как для лингвиста, так и для историка-

краеведа. Особенно важными историческими источниками для краеведа могут стать ономастика Министерство образования и науки Российской Федерации 1 страница и

фольклор.

Ономастика – (от греч. ὀνομαστική – искусство давать имена) – раздел лингвистики, изучающий

собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребле-

ния в языке-источнике или в связи с заимствованием у других языков общения. В более узком смысле

ономастика – собственные имена различных типов (ономастическая лексика). Наибольший интерес для

краеведа представляют её разделы – топонимика и антропонимика (другие тоже важны).

Ономастические исследования помогают выявлять пути миграций и места былого расселения раз-

Дата добавления: 2015-09-29; просмотров: 3 | Нарушение авторских прав


documentaqettlh.html
documentaqeuavp.html
documentaqeuifx.html
documentaqeupqf.html
documentaqeuxan.html
Документ Министерство образования и науки Российской Федерации 1 страница